Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
v.a.zhukovskii._more.doc | 81 КБ |
Предварительный просмотр:
Сочинение по стихотворению В.А.Жуковского «Море».
Анализ стихотворения В.А.Жуковского «Море».
Безмолвное море, лазурное море,
Стою очарован над бездной твоей.
Ты живо; ты дышишь; смятенной любовью,
Тревожною думой наполнено ты.
Безмолвное море, лазурное море,
Открой мне глубокую тайну твою.
Что движет твое необъятное лоно?
Чем дышит твоя напряженная грудь?
Иль тянет тебя из земныя неволи
Далекое, светлое небо к себе.
Таинственной, сладостной полное жизни,
Ты чисто в присутствии чистом его:
Ты льешься его светозарной лазурью,
Вечерним и утренним светом горишь,
Ласкаешь его облака золотые
И радостно блещешь звездами его.
Когда же сбираются темные тучи,
Чтоб ясное небо отнять у тебя —
Ты бьешься, ты воешь, ты волны подъемлешь,
Ты рвешь и терзаешь враждебную мглу.
И мгла исчезает, и тучи уходят,
Но, полное прошлой тревоги своей,
Ты долго вздымаешь испуганны волны,
И сладостный блеск возвращенных небес
Не вовсе тебе тишину возвращает;
Обманчив твоей неподвижности вид:
Ты в бездне покойной скрываешь смятенье,
Ты, небом любуясь, дрожишь за него.
Примерный план анализа лирического произведения
- Кем и когда написано стихотворение?
- Какие жизненные события легли в его основу. Центральная тема стихотворения. Многоплановость.
- Жанровые особенности стихотворения (элегия, баллада, исповедь, размышление, обращение к ……. и т д.). Тематическое разнообразие лирики ( пейзажная, философская, любовная, вольнолюбивая и др.)
- Главные образы или картины, созданные в стихотворении.
- Внутреннее построение стихотворения, его лирический герой. (Лирический герой хоть и отражает личные переживания и ощущения автора, но это не вполне поэт. Это внутренний образ – переживание, в котором отражается духовный мир человека, характерные черты людей определенного времени, класса, их идеалы).
- Основные интонации стихотворения, чувства поэта и лирического героя.
- Особенности построения: единое целое, деление на части, главки, строфы; соединение образов, картин стержневой линией, мотивом, лейтмотивом, чувством поэта или лирического героя.
- Средства поэтического языка ( изобразительные средства языка, особенности лексики ). Звуковая и ритмическая организация лирического текста, с помощью которых создаются картины, образы, передаются мысли и чувства поэта или его лирического героя – внутреннего повествователя. Художественные средства: аллегория, метафора, гипербола, гротеск, сравнение, эпитет, оценочная лексика, антитеза, символ, деталь. Особенности лексики: бытовая, народная, разговорная, приподнятая, торжественная, высокая и т. д.). Некоторые композиционные приемы: пейзаж, деталь портрета, бытовая деталь, образ-символ, диалог, монолог, звуки, звукопись, цветовая гамма, свет, музыкальность, традиционные элементы композиции и т. д. Синтаксис: многоточие, восклицания, риторические вопросы, способ стихосложения.
- Смысл названия стихотворения. Адресат поэтического послания. Если возможно – идея стихотворения
- Значение стихотворения для его современников, для сегодняшнего читателя. Общечеловеческая значимость стихотворения.
Тема “Человек и природа” всегда была глубоко органична для отечественной поэзии. Она неизменно ставила рядом с человеком всё многообразие природы и открывала ему глаза на “трепет жизни”, на мудрую целесообразность, величие и гармонию, красоту родной земли. Природа всегда оставалась для творца источником прекрасного и вдохновляющего. Пристальным было внимание поэтов и к величавому, вечно меняющемуся морю.
Элегия В.А. Жуковского “Море” – одна из лучших и известных элегий поэта. Стихотворение написано в 1822 году в период творческой зрелости В.А. Жуковского. Оно относится к программным произведениям и является одним из поэтических манифестов поэта. Известно, что это стихотворение особо выделял А.С. Пушкин, написавший двумя годами позднее элегию с тем же названием. В подзаголовке автор сам его обозначает – элегия, излюбленный жанр поэта. Романтики отдавали предпочтение этому жанру, поскольку он дает возможность выразить личные переживания человека, его философские раздумья о жизни, любви, чувства, связанные с созерцанием природы. Именно такой и является элегия «Море».
Стихотворение написано четырёхстопным амфибрахием и белым стихом, которые позволили Жуковскому имитировать безмолвие моря, движение волн, колыхание морской поверхности. Море – новый для поэта образ. Жуковский изображает его в спокойном состоянии, в бурю, после неё.
Все три картины великолепны. В спокойной морской глади отражаются и чистая лазурь неба, и облака золотые, и блеск звёзд. В бурю море бьётся, вздымает волны, шум которых замечательно передан Жуковским при помощи аллитераций:
Ты бьёшься, ты воешь, ты волны подъемлешь,
Ты рвёшь, ты терзаешь враждебную мглу.
Создаётся полная иллюзия шипения кипящих, клокочущих волн. Трёхсложные стопы в приведённых строках разделены паузами, передающими мерные удары волн.
Но как бы ни было прекрасно море, не только его красота занимает мысли поэта. Стихотворение представляет собой не просто поэтическую картину морской стихии, а «пейзаж души», ведь для романтика мир природы – это тайна, которую он пытается разгадать.
В тексте идет перекличка природного и человеческого – состояния лирического героя. Кажется, что лирический герой говорит с думающим и чувствующим собеседником. Как и человек, море не может чувствовать абсолютный покой и гармонию, его свобода относительна. Душа моря подобна человеческой душе, где соединяются мрак и свет, добро и зло, радость и горе. Поэт обращается к морю с вопросами, словно к человеку: “Что движет твоё необъятное лоно? Чем дышит твоя напряжённая грудь?” Море остаётся загадкой для него. Раздумья приводят его к мысли о сходстве жизни земной и жизни морской стихии. Море из “земныя неволи” тянется к небу, чтобы обрести желанную свободу. Только там, в вышине, всё прекрасно и вечно.
Всё в этой элегии было новым: художественный образ, философское звучание, отнюдь не элегическое настроение. Сохранился лишь привычный для Жуковского образ неба, всегда знаменовавший собой бесконечность в его произведениях.
В эту бесконечность он пристально вглядывался и замечал всё: движение световых потоков, переливы красок, поведение солнца и луны. В “Море” появляются две бесконечности – небесная и морская. Для определения одной из них поэт пользуется словом, которое потом станет любимым у Тютчева, – “бездна”.
По мнению Г.Н. Поспелова, жизнь моря в элегии Жуковского “осмысливается в свете религиозного идеала, стремления к потустороннему”. Это стремление связано с развитием личностного сознания, всеобщей неудовлетворённостью окружающим миром.
Источник
План анализа стихотворения Жуковского «Море»
Стихотворение «Море» написано основоположником русского романтизма В. Жуковским в минуты раздумий. В нем поэт описывает море в состоянии покоя, затем бурю и снова безоблачность и умиротворенность. Оно в стихотворении предстает перед читателем живым существом, которое не может выразить своих переживаний.
Особенности стихотворения
Подготавливая анализ стихотворения «Море» Жуковского, можно начать с указания даты его написания – оно было создано поэтом в 1822 году. Оно наполнено романтическими темами, образами и мотивами. С одной стороны, читатель легко представляет себе морской пейзаж, когда море то спокойное, то бушующее. С другой – оно наделено человеческими чертами. Для поэта-романтика мир моря – это загадка, которую ему предстоит еще разгадать.
При этом одушевляются не просто отдельные части моря – оно все становится живым. Это и отличает Жуковского от других поэтов-романтиков. У читателя создается впечатление, что лирический герой разговаривает с каким-то незнакомцем, а может быть, и с думающим и сопереживающим собеседником. Впоследствии такой же прием будет использовать в своем стихотворении «К морю», написанном в 1824 году, и А. С. Пушкин.
Проводя анализ стихотворения «Море» Жуковского, школьник может описать те художественные приемы, с помощью которых поэт выражает свое видение стихии. Лирический герой стихотворения как бы бросает свой взгляд на необъятные морские просторы с высокой точки, возможно, с отвесной скалы. Жуковский пишет: «Стою очарован над бездной твоей». Море огромно и бездонно, оно манит своей таинственностью.
Художественные приемы: метафоры и олицетворения, аллитерация
Также можно определить и жанр произведения, проводя анализ стихотворения «Море» Жуковского. Элегия – это будет правильный ответ. Данный жанр возник еще во времена Древней Греции. Слово «элегия» обозначает «жалобная песня». Движение моря поэт передает с помощью многочисленных метафор и олицетворений, выраженных при помощи глаголов «блещешь», «бьешься», «рвешь», «терзаешь». Поэт наделяет море человеческими способностями любить и тревожиться, бороться и испытывать нежность. В стихотворении присутствует также и прием аллитерации, при помощи которой поэт описывает таинственную мощь стихии («Чем дышит твоя напряженная грудь»).
Схожесть с человеком
В своем произведении поэт использует большое количество различных эпитетов. Но всего лишь один из них может охарактеризовать море как явление природы – это определение «лазурное». Это слово считается немного устаревшим и обозначает небесно-голубой цвет. Все остальные языковые средства используются поэтом для того, чтобы придать морю сходство с живым существом. Поэт обращается к нему: «ты дышишь», «ты живо».
Взаимоотношения моря и неба
Само по себе море никак не может раскрыть свою тайну, так как оно «безмолвно», это также можно упомянуть в анализе стихотворения «Море» Жуковского. Однако поэт, наблюдающий за ним, видит признаки нарождающейся в нем тревоги. В движении волн он замечает, что море тоже хотело бы обрести покой. И постепенно он постигает эту тайну: небо является тем, что заставляет постоянно тревожиться морские волны. Два существа – бездонное небо и необъятное море – тяготеют друг к другу. Они, словно люди, наделяются поэтом чувством родства.
Дальнейший анализ лирического стихотворения Жуковского «Море» показывает, что поэт заинтересован теми взаимоотношениями, которые связывают две бездны. Море предстает как неразрывно связанное с небом, оно тяготеет к нему. Оно является несвободным в отличие от неба, которое обладает абсолютной волей. Море томится «в земной неволе», и оно имеет возможность только наслаждаться видом высокого неба. Эта любовь наполняет существование моря высоким смыслом, несмотря на то что оно томится в плену и вынуждено противостоять грозным тучам.
Высокие мечты
Другими словами, в своем стихотворении поэт выражает мечту о высоком совершенстве. Ему не нравится окружающая действительность, он стремится к идеалу. Учащийся для получения хорошей оценки может описать эту позицию поэта, готовясь к анализу стихотворения «Море» Жуковского. Кратко положение лирического героя можно резюмировать так: его мечта далека от реальности. Море в произведении помимо своего непосредственного значения символизирует душу человека, ее устремленность к высоким идеалам. Поэт наделяет море собственными переживаниями – тревогами и радостями, печалью и желаниями. Основная идея стихотворения заключается в его философском смысле, в одной из излюбленных мыслей Жуковского о том, что все живое может быть освещено высоким светом духовности.
Стремление к небу
По мере того как читатель проводит анализ стихотворения «Море» Жуковского и разгадывает тайну поэта-романтика, ему становится ясно: море, как и все живое на этой планете, находится в плену. Земная жизнь полна трудностей и утрат, идиллия свойственна только небесам. Даже тучи, которые, на первый взгляд, принадлежат небу, на самом деле сами по себе. Они собираются только для того, чтобы «отнять» небо. Оно представляется поэту прекрасным и беззащитным – это подчеркивается с помощью приема контраста. Жуковский противопоставляет «темные тучи» и «ясное небо».
Композиция стихотворения
Стихотворение может быть условно разделено на три части, это также следует указать школьнику при анализе стихотворения «Море» Жуковского. Они отличаются между собой интонацией и смысловым содержанием. В первой части читатель видит спокойное море, полное мира и безмятежности. Неизменный спутник умиротворенного моря – чистое небо. Эта часть отличается неторопливыми интонациями, ритм стихотворения плавный, завораживающий. Проводя анализ стихотворения «Море» Жуковского по плану, следует описать все составляющие произведения.
Во второй части, которая начинается с 5-го четверостишия, поэт рисует бурю. «Темные тучи» враждебны морю, они пытаются отнять его ценность – небо. Интонация становится тревожной, ритм стихотворения убыстряется. Поэт стремится показать всю грозность яростной стихии, это также можно подчеркнуть, готовясь к анализу стихотворения «Море» Жуковского. Кратко вторую часть можно описать так: море бушует, оно в состоянии непокорности.
В третьей части, которая приходится на отрезок с 6-го по 7-е четверостишия, Жуковский рисует состояние моря после тяжелой бури. Тучи уже ушли, однако море все еще не может прийти в свое спокойное состояние. В нем все еще таится «смятенье». Оно будто бы утратило связь с небом и «дрожит». Интонация произведения снова понижается, однако еще слышны тревожные нотки.
Анализ стихотворения «Море» Жуковского по плану
План анализа произведения может быть следующим:
- Автор и название стихотворения.
- Тема, основная мысль. Темой стихотворения «Море» является его романтический образ. Основная мысль – это существование двух бездн.
- Художественные средства – эпитеты, олицетворения.
- Композиция.
- Жанр – в данном случае, элегия.
- Литературное направление, к которому принадлежит произведение.
- Школьник уже догадывается, что это – романтизм.
Итак, мы провели анализ стихотворения «Море» Жуковского по плану кратко. Это произведение представляет собой большой монолог. Главное, что нужно упомянуть, – поэт обращается к морю, словно к живому существу. Он постепенно раскрывает его тайну. Жуковский предстает не просто как мастер поэтического слова, но и как художник. Читая его произведение, мы можем ярко представить те образы, которые он хотел передать.
Источник