Северное море — где находится, главные порты и страны
Окраиной Атлантического океана считается Северное море. Широкое побережье поражает своей величественностью, а морские пейзажи захватывают дух. Вот почему эта местность притягивает толпы туристов каждый год.
Но нужно быть осторожным, так как данная часть Атлантики отличается капризностью в плане погодных условий и здесь нередки сильные порывы ветра.
Перед тем, как посетить это суровое место, нужно ознакомиться с некоторыми особенностями Северного моря и быть готовым морально встретиться лицом к лицу с бурной водной стихией.
Где находится Северное море
Эта морская пучина считается окраинным материковым морем, которое располагается между Оркнейскими, Британскими и Шетлендскими островами.
В Википедии указаны следующие географические координаты – 3 градуса восточной долготы и 57 градусов восточной широты.
Используя эти данные, можно найти море на физической карте мира. Близкими странами, которые окружают данный водоем, являются Германия, Франция, Англия, Бельгия, Скандинавия и Дания.
Краткая характеристика Северного моря
Многих интересует вопрос, является данное море внутренним или окраинным. Правильным ответом будет второй вариант.
Это море не имеет четких границ за исключением континентальных берегов. Данный водоем также считается шельфовым морем, которому всего 20 000 лет. Чтобы увидеть и показать его на карте, нужно обратить внимание на материковую часть Северной Европы.
Море связано с Атлантическим океаном через пролив Ла-Манш и Норвежское море. Глубина водоема достигает 725 метров, а ширина – 970 километров.
Главные морские порты
Климатические условия на берегах Северного моря очень суровые. Но, несмотря на это, многочисленные порты Атлантики связаны с крупнейшими странами мира многочисленными транспортными связями.
Торговые и пассажирские корабли Дании, Норвегии, Англии, Нидерландов и Бельгии уже давно бороздят северные воды.
Самыми известными портами являются Гулль, Берген, Осло, Амстердам. А также, присутствуют многочисленные немецкие порты – Вильгельмсхафен, Бремен и Гамбург.
Главные впадающие реки
В этот водоем впадают четыре крупных реки: Темза, Везер, Рейн и Эльба.
Течения Северного моря
Водоем активно обменивается водами с другими морями. Месторождение течений, поступающих в Северное море, находится в Атлантическом океане.
Они проходят между Шетлендскими и Британскими островами, образуя своеобразный «залив». С его помощью в пучину поступают воды из Норвежского моря, а уже из него воды уходят в Балтийское море или Атлантический океан.
Такой обмен существенно влияет на плотность воды. Она может увеличиваться от 10 до 60 метров. Особенно повышение плотности наблюдается весной на северно-восточном побережье.
Соленость воды – от 30 до 35 %. Это зависит от глубины и наличия речных вод в море.
Флора и фауна
Биологическое разнообразие рыб является тем же, что и в морях, которые омывают Россию. В первую очередь это Баренцево море.
Большинство млекопитающих любят теплые воды. Биологи зафиксировали здесь более 300 видов растений и 1500 морских обитателей.
В водоеме преобладают красные, бурые и зеленые водоросли. Среди животных встречаются дельфины, киты, акулы, касатки, черви, рыбы и т. д.
Экономическое значение
Воды Северного моря омывают берега Великобритании, Норвегии, Голландии, Франции, Бельгии и Дании. В городах этих стран расположены различные туристические центры и курорты.
Норвегия и Голландия славятся большим количеством туристов каждый год. В Германии также наблюдается большой наплыв туристов, особенно популярным является остров Зильт, который любители попутешествовать посещают круглый год.
Курорт на острове Рюген (Германия)
Список островов, на которых расположены лучшие курорты Северного моря:
В Северном море расположены бассейны топливных ресурсов, при помощи которых добывается природный газ и нефть. С начала 90-х годов там было выявлено более 400 месторождений природных ресурсов.
Северное море — важнейший в мире нефтегазоносный район, важнейший источник энергетических ресурсов для Норвегии, Нидерландов, Великобритании и других европейских стран.
Но главное, чем славится Северное море, это огромные запасы рыбы. Здесь регулярно вылавливают тонны сельди, креветок, песчанок, атлантической трески и сайды, также попадаются скаты и акулы.
Источник
Развитие, история, значение и крупные порты Северного морского пути. Где проходит Северный морской путь?
У каждого государства в период его активности и/или возрождения обязательно должен быть на повестке дня глобальный инфраструктурный проект — настолько сложный, критически важный и дерзкий, что он бы олицетворял собой определенную Идею, а не просто комплекс новых зданий или транспортных развязок. Такой — на реализацию которого в полном смысле слова «работает вся страна» и о котором мы бы потом с гордостью могли сказать «мы это сделали». Такой — который стал бы настоящей геополитической победой и дал мощный толчок развития целому ряду сфер и индустрий, позволил бы сделать рывок на новый уровень.
Несомненно, до недавнего времени таким проектом для нас была Олимпиада в Сочи. И как бы ехидно не ухмылялись ее критики, радостно показывая пальцами на любой промах или перерасход — спортивные и транспортные объекты все же построены, Олимпиада 2014 уже вошла в историю как одна из (самая лучшая) за все время проведения Зимних Игр, а Сочи становится популярным курортом не только у россиян, но и у иностранных туристов. Просто признайте эти факты.
Что же теперь? Очень символично, что одним из самых ярких моментов Олимпиады стало появление огромного ледокола «Мир» во время открытия Паралимпийских Зимних Игр. Вот и ответ и указание на новый вектор развития: ломая лед, мы идем в Арктику.
Поразительно — Россия, омываемая морями и океанами, на сегодняшний день не имеет по сути негласного статуса «морской державы». Это, конечно, объяснимо, ведь 6 из морей относятся к акватории Северного Ледовитого Океана, климатические условия которого до недавнего времени делали крайне затруднительным освоение этих вод. Так, хотя о мореплавании через льды Арктики говорил еще Ломоносов 1 , первая транспортная поставка через Северный морской путь была произведена лишь в 1935 году из Ленинграда во Владивосток. А в недалеком 2010 году общее количество коммерческих судов прошедших Северным путем равнялось «целым» .
Изменилось ли сегодня?
Статистика говорит — что да. Так, Институт океанологии им. Российской академии наук сообщил, что в сезоне 2011–2013 шапка полярных льдов в летние месяцы имела площадь на треть меньше, чем десять лет назад 2 . Эти изменения отчетливо заметны и на сравнительных картах ледяного покрова и его толщины за последние несколько лет 3 .
Кил Холмен — директор Норвежского Полярного Института (НПИ) после проведения буровых исследований в Арктике в 2012 сообщил: «Это — большее изменение, чем мы могли даже вообразить 20 или даже 10 лет назад. Происходящее застало нас врасплох, и мы должны адаптировать наше понимание системы, привести в порядок научный подход и приспособить наши ощущения к меняющейся окружающей среде» 4 .
Предсказать точные сроки и масштабы освобождения северных морей ото льда достаточно проблематично — это не прогноз погоды на одну неделю — тем не менее, сама тенденция очевидна. К 2020 году, по прогнозам министерства обороны США, пролив Беринга будет свободен ото льда 160 дней в году (плюс по 35–45 дней промежуточных периодов весной и осенью). К 2080 году по данным норвежских ученых в Арктике не останется льда вообще.
Перспективы использования Северного морского пути
По предварительным оценкам учёных арктические воды Северных морей содержат порядка 25% мировых запасов углеводородов 5 . Но сделать цены на северные ресурсы конкурентоспособными может только более короткий путь доставки — каким и является Северный морской путь. Так, путь от Мурманска до Иокогамы составляет по Северному морскому пути 5 770 морских миль, в то время как через Суэцкий канал он бы составил 12 840 морских миль. Сокращение более чем в два раза! — Можно легко представить экономию топлива, заработной платы команды, не говоря уж об экономии времени.
Пиратов, кстати, в Северных морях тоже нет, а полный контроль Российской Федерации над основной частью маршрута гарантирует надежность транспортных потоков независимо от геополитических коллизий. Скажем, при гипотетическом военном конфликте, усилении санкций возможность прохода наших судов через Суэцкий канал теоретически может быть перекрыта или осложнена. При этом трудно представить чтобы сила реально могла помешать передвижению наших судов в наших же прибрежных зонах.
Но Северный морской путь актуален не только для транспортировки арктических ресурсов до конечных потребителей, хотя именно это и является движущей силой его развития на данном этапе. (Так, в ноябре 2013 Газпром произвел первую поставку СПГ по северному морскому пути, а совместно с «Новатэк» запланировано строительство ряда СПГ на Ямале, первый из которых начнет свою работу уже в 2016.) Арктические перевозки — при соответствующем развитии инфраструктуры — могут стать удобной транспортной артерией между Европой и Азии, что в свою поднимает значение России как межконтинентального транспортного узла на новый уровень — не только по суше (ТрансСибирская магистраль), но и по воде.
Если взять ту же Иокогаму как восточную точку отсчета — то путь до Лондона через Панамский канал составит 23 300 км, через Суэцкий — 21 200 км, а через Северный морской путь — всего 15 700 км. Очень выгодны было бы сократить транспортное плечо и китайской стороне: маршрут через Северные моря на 5 200 км короче, чем через Суэцкий канал. Все это позволяет России получать определенные дивиденды — как за счет использования портов на пути следования судов — так, возможно, и в качестве некоторых сборов за проход в прибрежных зонах в принципе.
Северный морской путь в цифрах и фактах
Порты и моря Северного морского пути: Северный морской путь начинается от незамерзающего порта Мурманск и далее проходит через Баренцево море, Карское море, море Лаптевых, Восточно-Сибирское море, Чукотское море вплоть до бухты Провидения с одноименным портом. В более широком смысле можно рассматривать в качестве начальной и конечной точки маршрута Санкт-Петербург и Владивосток, хоть они и расположены значительно южнее. Тем не менее именно они а не Мурманск и Провидение входят в число ключевых транспортных узлов современной России в сфере морских перевозок. В таком случае к морям Северного морского пути необходимо также добавить Берингово море.
Самые крупные порты Северного морского пути в порядке следования: (Санкт-Петербург) — Мурманск — Архангельск — Мезень -Нарьян-Мар — Варандей — Амдерма — Сабетта — (Игарка) — Дудинка — Диксон — Хатанга — Тикси — Зеленый мыс — Певек — Мыс Шмидта — Провидения — (Эгвекинот — Анадырь -Петропавловск-Камчатский — Магадан — Корсаков — Ванино — Находка — Владивосток). Всего на пути следования судов идущих Северным морским путем встречается порядка 70 перевалочных пунктов и портов, некоторые из них расположены не прямо у берега, а в глубине континента вверх по реке (например, Дудинка и Игарка расположены на Енисее в нескольких сотнях километров от берега Карского моря, порт Хатанга — аналогично на реке Хатанга).
Период навигации: июль-октябрь, то есть 2-4 месяца в году — беспрепятственно, остальное время — в сопровождении атомных ледоколов.
Протяженность Северного морского пути в сравнении с другими маршрутами: за точку отсчета берется перевозка из Йокогамы до Гамбурга
- по Северному морскому пути = 14 280 км
- через Суэцкий канал = 23 200 км
- через мыс Доброй Надежды = 29 400 км
Проблемы эксплуатации Северного морского пути
Несмотря на то, что таяние ледников видится главной причиной оживления Северного морского пути, большую часть года (с ноября по июль 6 ) льды покрывают арктические моря, не позволяя на сегодняшний день организовать круглогодичные перевозки без ледоколов.
«Самая большая проблема сегодня — это отсутствие судов», — Miko Niini, Управляющий директор Aker Arctic, которая занимается строительством ледоколов. Со времен Советского Союза ледокольный флот России практически не обновлялся и сегодня состоит из пяти атомных ледоколов: «50 лет Победы», «Вайгач», «Таймыр», «Ямал» (и ледокол «Советский союз» — в эксплуатационном резерве), причем к 2020 году три из них будут списаны. Стоимость 1 единицы составляет порядка 38 млрд рублей, а само строительство — это длительный и трудоемкий процесс. Так, заложенный в 2012 году на Балтийском заводе ледокол нового класса планируется к выпуску лишь в 2017 году. (Из положительных новостей следует отметить, что в планах есть строительство еще двух атомных ледоколов, а кроме России производить суда такого класса никто по сути не умеет).
Процесс таяния льдов таит в себе и другую проблему: повышается риск встречи судна с дрейфующими льдинами, что делает маршрут в целом менее безопасным.
Также проходимость маршрута сильно зависит и от погодных условий каждого конкретного года — сроки весеннего открытия льдов могут сдвигаться в пределах , что довольно неудобно для товарных поставок, для которых важна четкость планирования.
Другим обстоятельством затрудняющим реализацию проекта Северного морского пути является запустение портов на пути следования судов. Очевидно, что для полноценного и бесперебойного функционирования северной морской линии нужна соответствующая поддержка на берегу. Арктические порты , Игарка, Дудинка, Диксон, Тикси должны быть модернизированы для полноценного обслуживания предполагаемого транспортного потока и связаны надежными наземными коммуникациями с прилегающими территориями, необходимо также наладить также четкую систему.
Так, по словам заместителя Директора Института Дальнего Востока РАН, руководителя Центра экономических и социальных исследований Китая ИДВ РАН Андрея Островского «с 1991 года у России не доходят руки заниматься этим транспортным путем. На его эксплуатацию совершенно не выделяют деньги. Поэтому по сравнению с советскими временами маршрут, можно сказать, не работает. А нам самим надо снабжать север топливом. Сегодня мы это делаем за два летних сезона: завозим по БАМу до крупных рек грузы по северному завозу и по рекам сплавляем к океану. В тот же Тикси грузы от БАМа плывут по Лене. Ведь альтернативы в виде железных дорог и автобанов нет».
Что в итоге?
Очевидно, что развитие Сев.мор.пути на сегодняшний день не ограничивается одним лишь морским путем, но в обязательном порядке предполагает и соответствующее развитие транспортной инфраструктуры других видов в северных регионах России — без чего невозможно будет добиться значительного роста перевозок и по морю. Так что здесь вопрос стоит в формулировке «или все — или ничего», в чем и главная его сложность и одновременно возможность «вытянуть» таким проектом большое количество обслуживающих индустрий и регионов.
Скептики не верили и в Олимпиаду («не успеют достроить», «опозоримся», « обязательно рухнет»), но идеалисты сделали ее реальностью. Ведь когда идея овладеваем умами значительного количества людей, она сама невероятным образом начинает стремиться к претворению в жизнь. И думается, что так называемый «эффект сотой обезьяны» в этом концепте уже достигнут.
1 «Краткое описание разных путешествий по северным морям и показание возможного проходу Сибирским океаном в Восточную Индию», «Прибавление о северном мореплавании на Восток по Сибирскому океану.» (1762-1764)
2 Свободная Пресса, 14 августа 2013, Николай Чеховский, «Китай оседлал Севморпуть».
3 Арктический и Антарктический НИИ, Национальный центр данных о снеге и льде США.
5 Твоя Арктика. Выпуск №7. «Для возрождения Северного морского пути России потребуется около 10 лет».
6 В 2014 году период навигации длился с августа по октябрь, а это на месяц дольше, чем в предыдущие периоды. – Сообщает Арктик TV. Arctic TV
Источник